Пятница, 17.05.2024, 00:59
Приветствую Вас, Гость

                         ЧТО ТАКОЕ ФГТ?

            В связи с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) в настоящее время перед всеми дошкольными образовательными учреждениями встала задача по разработке новых образовательных программ –основных общеобразовательных программ (статьи 9, 14, 15, 32 «Закона об образовании»). Федеральные государственные требования (далее – ФГТ) устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями(далее – ДОУ), имеющими государственную аккредитацию. Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные в ФГТ, заключаются в следующем:
 
1) если раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идёт о совокупности образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;
 
2) акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность» и т.п.;
 
3) решать поставленные цели и задачи предлагается - максимально приближаясь к разумному «минимуму», т.е. не за счёт «раздувания» сетки занятий, а с помощью построения образовательного процесса накомплексно-тематическом принципе с учётом принципа интеграцииобразовательных областей; - в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей (смещён акцент с занятий). Отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий, требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Пример такой формы (сценарий активизирующего общения) предлагается в данном разделе сборника. В первую очередь ФГТ определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ООП, Программа), в том числе соотношения её частей, их объёма, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. Основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения рассматривается в ФГТ как модель организации ориентированного на личность воспитанника образовательного процесса, учитывающая вид ДОУ и приоритетные направления его деятельности. Программа должна определять содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и быть направлена на - формирование их общей культуры, - развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, - формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, - сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, - коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
 
 В соответствии с ФГТ основная образовательная программа каждого ДОУ должна состоять из двух частей:
1) обязательной части;
2) части, формируемой участниками образовательного процесса. Обязательная часть Программы должна быть реализована в любом образовательном учреждении. Она обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. В группах компенсирующей и комбинированной направленности обязательная часть Программы включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы:
 1) пояснительная записка;
 2) организация режима пребывания детей в образовательном учреждении;
 3) содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд»,    «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;
 4) содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья);
 5) планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
 6) система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. В связи с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) в настоящее время перед всеми дошкольными образовательными учреждениями встала задача по разработке новых образовательных программ –основных общеобразовательных программ (статьи 9, 14, 15, 32 «Закона об образовании») Федеральные государственные требования (далее – ФГТ) устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями(далее – ДОУ), имеющими государственную аккредитацию. Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные в ФГТ, заключаются в следующем: 
1) если раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идёт о совокупности образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;
 2) акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность» и т.п.; 3) решать поставленные цели и задачи предлагается - максимально приближаясь к разумному «минимуму», т.е. не за счёт «раздувания» сетки занятий, а с помощью построения образовательного процесса накомплексно-тематическом принципе с учётом принципа интеграцииобразовательных областей; - в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей (смещён акцент с занятий). Отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий, требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Пример такой формы (сценарий активизирующего общения) предлагается в данном разделе сборника. В первую очередь ФГТ определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ООП, Программа), в том числе соотношения её частей, их объёма, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. Основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения рассматривается в ФГТ как модель организации ориентированного на личность воспитанника образовательного процесса, учитывающая вид ДОУ и приоритетные направления его деятельности. Программа должна определять содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и быть направлена на - формирование их общей культуры, - развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, - формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, - сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, - коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.